Вахмистр
ВВС
1939 Голубовато-серый китель указывает на принадлежность военнослужащего к военно-воздушным силам, однако головной убор и брюки отличаются от стандартного обмундирования, принятого в авиации. До войны офицерскому составу и младшим командирам в летний период — с 1 апреля по 30 сентября — разрешалось носить фуражку с белым чехлом, белые брюки и белые ботинки; офицерам, кроме того, разрешалось носить белый китель, аналогичный по покрою голубовато-серому кителю, представленному на иллюстрации. После начала войны фуражки с белыми чехлами продолжали носить в Италии, Средиземноморье, Южной России и иногда в Германии.
Младшие командиры военно-воздушных сил носили знаки различия на петлицах, а начиная со звания унтер-фельдфебеля и выше, еще и на погонах. Петлицы с эмблемой в виде крылышек имели тот же фон, что и у офицеров. Петлицы шинели имели выпушки из шнура, а на кителе вместо выпушки нашивался серебряный галун вокруг всего воротника. Кроме того, на погонах носились звездочки из белого металла. По красному цвету поля петлицы видно, что этот фельдфебель является артиллеристом-зенитчиком.
Нашивка на левом рукаве выше обшлага указывает на военную специальность — оружейный мастер. Эмблема вышивалась матово-серебряной или серой нитью на голубовато-сером поле (у некоторых младших командиров нашивки специалиста имели дополнительную выпушку из витого серебряного шнура).
Пилот
ВВС, легион «Кондор»
1939
Этот пилот Люфтваффе, воевавший в Испании в составе легиона «Кондор», одет в немецкую униформу, специально переделанную для легиона «Кондор», и летные офицерские сапоги (унты) из черной кожи и замши на овечьем меху. На правом нагрудном кармане у него прикреплен германский Испанский крест, выше которого находится знак пилота военно-воздушных сил Испании.
В ноябре 1936 г. Гитлер направил в Испанию на помощь националистам, начавшим гражданскую войну против коммунистического правительства, авиационное соединение, получившее название легион «Кондор». В легион входило 50 бомбардировщиков, 50 истребителей и транспортно-связная эскадрилья, а также зенитное и противотанковое подразделения и две танковые роты. Его численность поддерживалась на уровне 6 500 человек, благодаря чему 16 000 немцев смогли получить в Испании ценный военный опыт.
Гражданская война в Испании оказалась для немецких пилотов Люфтваффе прекрасным учебным полигоном, на котором им удалось значительно усовершенствовать тактику авиации. Например, использование звеньев из четырех самолетов дало Люфтваффе значительное преимущество в ходе первых кампаний Второй мировой войны. Еще один тактический прием — «строй четверки» — позволил достичь наилучшего сочетания концентрации огневой мощи истребителей, с одной стороны, и свободы действий в воздухе, с другой. И наконец, тактика бомбометания с пикирования, отработанная немецкими военно-воздушными силами в ходе испанской гражданской войны, позволила добиться огромной эффективности при уничтожении наземных целей во время кампаний блицкрига в Европе 1939–1941 гг.
Унтер-офицер
ВВС
1940
Рабочей формой в Люфтваффе было или хлопчатобумажное обмундирование, выкрашенное естественными красителями, или, как на данной иллюстрации, черный хлопчатобумажный комбинезон. Этот младший командир носит на голове также черную пилотку. Принадлежность военнослужащего к унтер-офицерскому составу можно установить по галуну, проходящему по краю воротника. Более точно звание определить невозможно, так как все младшие командиры Люфтваффе носили знаки различия на верхней части левого рукава (на иллюстрации не видна) кителя, шинели и комбинезона. Помимо этого, знаки различия (алюминиевый галун) помещались на погонах кителя и куртки, петлицах.
Этот младший командир относился к наземному персоналу Люфтваффе, выполнявшему важнейшую работу по поддержанию самолетов в эксплуатационном состоянии. К началу войны (1 сентября 1939 г.) наземно-технический персонал Люфтваффе насчитывал 80 000 человек при полной численности военно-воздушных сил в 1 500 000 человек (900 000 в зенитной артиллерии, 25 000 в штабах и административных учреждениях, 50 000 — экипажи самолетов и другой летный состав, 100 000 — связисты, 60000 — строители, остальные — учебный состав).
Тесная связь между техническим персоналом и экипажами самолетов служила залогом хорошего состояния техники, благодаря чему ее удавалось использовать с максимальной эффективностью. Результатом была, в частности, потрясающая победа в Польше: потери составили всего лишь 285 самолетов из 1250 и 734 погибших летчиков и членов экипажей.
Поляки, со своей стороны, в ходе кампании потеряли 398 самолетов, причем большая часть была уничтожена на земле.
Фельдфебель
ВВС
1940
На голове фельдфебеля пилотка с черно-бело-красной кокардой (цвета национального флага), выше которой размещена нашивка Люфтваффе с орлом и свастикой. Он одет в летную куртку, поверх которой надевался теплый летный костюм. Первый образец куртки не имел ни национальной эмблемы, ни карманов, а лишь крученый шнур войскового цвета по краю воротника. Первоначально предназначенное только для летного состава, это обмундирование довольно быстро стало популярным у всех военнослужащих Люфтваффе.
Эта короткая куртка со скрытой застежкой изготовлена наподобие аналогичного британского обмундирования. На правой стороне груди нашивка с орлом Люфтваффе. Знаки различия младших командиров носились на петлицах — крылья на подложке такого же цвета, как и у офицеров, — а также на погонах. Фельдфебель имел три крыла на петлицах и одну звездочку на погонах.
Люфтваффе ввело две новые системы знаков для петлиц на воротнике и на летном костюме. Генералы военно-воздушных сил отличались, помимо этого, белыми отворотами на повседневном кителе и шинели, а также белыми лампасами на бриджах и брюках.
Такое объединение, как воздушный флот, не имело фиксированной численности; в него, как правило, входили части и соединения самолетов разнообразных типов: истребителей, истребителей-бомбардировщиков, пикирующих бомбардировщиков, штурмовиков и бомбардировщиков.